«Разработка и апробация модели взаимодействия “колледж-школа” по организации профориентационной работы с учащимися с ОПФР»
Сроки реализации: 2022—2025 гг.
«Разработка и апробация модели взаимодействия “колледж-школа” по организации профориентационной работы с учащимися с ОПФР»
Сроки реализации: 2022—2025 гг.
27 октября 2022 в ГУО «Солигорский районный ЦКРОиР» прошел круглый стол на тему «Калейдоскоп идей профессиональной ориентации», в котором приняли участие учащиеся с ОПФР нашей школы и из законные представители.
Целью мероприятия - обзор учреждений профессионально-технического образования, которые могут предоставить людям с особенностями психофизического развития возможность получить профессию.
Программа мероприятия состояла из нескольких блоков:
Е.Н.Цыганкова, заместитель начальника отдела занятости населения в Управлении по труду, занятости и социальной защите населения Солигорского райисполкома, рассказала о том, какая поддержка может быть оказана людям с ограниченными возможностями. Подробно ознакомила с тем, как проходит заключение трудового договора в случае, если будущий работник – человек с особенностями психофизического развития.
Представитель УО «Слуцкий государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей», мастер производственного обучения, Ж. Н. Новик в деталях познакомила учащихся с профессиями, которые можно получить в их учреждении образования. Законные представители учащихся ознакомлены с тем как проходят занятия в группах для детей с особенностями психофизического развития.
Окончилось мероприятие ярким мастер-классом «Малярно-декоративные работы», который провела Е. В. Омельянович, мастер производственного обучения УО «Солигорский государственный колледж». Детям предложили своими руками смастерить красочные поделки.
Проведен семинар практикум «Организация профориентационной работы с учащимися с ОПФР». Цель: повышения профессиональной компетентности педагогов по реализации экспериментального проекта. Программа мероприятия включала теоретический и практический этапы. В рамках семинара были определены направления деятельности по реализации экспериментального проекта. Педагог-психолог Езовит И.В. ознакомила членов творческой группы с результатами диагностики по изучению профессиональных намерений учащихся.
Проведен обучающий семинар для педагогов УО «Солигорский государственный колледж» по теме «Основные аспекты формирования инклюзивной культуры». Директор государственного учреждения образования «Средняя школа №1 г.Солигорска» Валентина Михайловна Каштальян познакомила присутствующих с инклюзивными процессами в системе общего среднего образования. Рассказала о системе работы с учащимися с ОПФР и их родителями. В ходе беседы рассказала, как проходят занятия в классах, где есть учащиеся с особенностями психофизического развития, о мероприятиях, которые проводятся в школе, а также продемонстрировала видео, в которых дети с ОПФР делятся впечатлениями об учебе в школе и своих профессиональных намерениях.
Проведено совместное заседание творческой группы педагогов Государственного учреждения образования «Средняя школа №1 г.Солигорска» и УО «Солигорский государственный колледж» по реализации экспериментального проекта «Разработка и апробация модели взаимодействия “колледж-школа” по организации профориентационной работы с учащимися с ОПФР». На котором педагог-психолог Езовит И. В. познакомила присутствующих с результатами диагностики по определению уровня профессионального самоопределения учащихся с ОПФР 8-10 классов.
А Есмантович Л. И., заместитель директора по воспитательной работе, познакомила с формами профориентационной работы, которые проводятся в школе и в которых, в том числе, принимают участие дети с ОПФР. В ходе были определены направления совместной деятельности по реализации проекта.
9 февраля 2023 года на базе нашего учреждения образования состоялся круглый стол «О ходе реализации республиканских экспериментальных проектов по развитию инклюзивного профессионального образования».
На встрече присутствовали: научный руководитель проектов Соловьева О.А., заместитель начальника центра развития профессионального образования УО «Республиканский институт профессионального образования», кандидат педагогических наук и координатор проектов Викторовская Н.К., методист отдела развития инклюзивного образования УО «Республиканский институт профессионального образования», руководители творческих групп республиканских экспериментальных проектов.
Участники круглого стола обсудили следующие вопросы:
изучение исходного состояния профориентационной работы в соответствии с критериями и показателями эффективности экспериментальной деятельности;
планирование перспективных направлений деятельности по формированию профессионального самоопределения школьников;
разработка плана взаимодействия «школа-колледж» по организации системной профориентационной работы;
анализ потенциала учреждений образования и готовности в реализации принципа инклюзии в образовании;
на базе УО «Солигорский профессиональный колледж» была представлена панорама мастер-классов по профориентационной работе;
обсуждены проблемные вопросы при реализации экспериментальных проектов по развитию инклюзивного профессионального образования и намечены пути их решения.
Проведено профориентационное мероприятие для учащихся с ОПФР во взаимодействии «школа-колледж».
29 марта 2023 года в колледже прошёл День открытых дверей в рамках экспериментального проекта «Разработка и апробация модели взаимодействия "колледж-школа" по организации профориентационной работы с учащимися с ОПФР». Разнообразную и увлекательную программу для учащихся классов интегрированного обучения и воспитания подготовили педагоги и учащиеся колледжа.
Ребята смогли получить более широкое представление о профессиях рабочих и служащих, участвуя в мастер-классах по озеленению, изготовлению скворечников, составлению электрической цепи.
Ярким и познавательным моментом программы стало проведение квест-игры «Лабиринты профессий». Волонтёры из числа учащихся учебной группы ДО-213б продумали для ребят путешествие по станциям, которые были посвящены определённым видам профессий. На станциях участники квеста выполняли разнообразные задания (рисовали, отгадывали загадки, отвечали на вопросы викторины, играли в "крокодила", плели фенечки) и зарабатывали баллы. По окончании игры все получили памятные сувениры.
3 апреля в учреждении образования состоялась диалоговая площадка на тему Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма, в которой приняли участие педагоги, законные представители учащихся с ОПФР и представители Солигорской районной организации общественного объединения «Белорусский союз женщин».
В рамках диалоговой площадки поднята очень важная тема: как помочь детям с особенностями психофизического развития в их дальнейшем жизнеустройстве, получении настоящей профессии. Данное мероприятие освещалось районными СМИ.
(http://shahter.by/obshchestvo/pust-budut-schastlivy-deti/)
(https://www.stc-tv.by/obschestvo/109155-pust-budut-schastlivy-deti-chto-nuzhno-znat-ob-autizme/)
Разработаны и апробированы новые формы профориентационной работы:
профориентационные игры – «Лабиринт профессий», «Новое время – новые профессии», «Кадровый вопрос», «Мечты в зеркале реальности» и т.д.
разработаны и использованы для формирования необходимых знания о круге доступных профессий и подготовке к сознательному профессиональному выбору лэпбуки. (смотреть лэпбук...)
в X «Б» организовано обучение (в рамках учебного предмета «Трудовое обучение») учащейся с нарушением функций опорно-двигательного аппарата по профессии «Оператор электронно-вычислительных машин (персональных электронно-вычислительных машин)»;
снят видеоролик «Я буду!» (смотреть видеоролик...)